Пятница, 19.04.2024, 10:06

Главная » 2011 » Май » 26 » Что мешает Киеву стать вторым Гонконгом
20:59
Что мешает Киеву стать вторым Гонконгом

У нас есть все шансы стать воротами, через которые в Евразию будут заходить инвестиции. Дело за малым — побороть коррупционный беспредел внутри страны.

В последнее время Гонконг все чаще ставят в пример нашей стране как образец проведения успешных реформ. Ездит туда за передовым опытом и руководство Украины — в течение последнего года в городе отметились с визитами и Виктор Янукович, и Николай Азаров. Не так давно в Гонконге побывал и автор этих строк. Вывод: опыт реформ действительно крайне интересный. Правда, не совсем тот, о котором привыкли думать у нас.
Когда говорят об «опыте реформ Гонконга» в Украине, как правило, вспоминают низкие налоги. Гонконг, по мировым рейтингам, действительно входит в первую тройку стран с самым низким уровнем налогообложения. Причем следом за Гонконгом на четвертом месте в рейтинге идет Грузия. Однако в стране, где правит Михо, несмотря на все его реформы (кстати, по большей части вполне успешные), инвестиционного бума, увы, не наблюдается. И Тбилиси на Гонконг явно не похож — Грузия по-прежнему живет во многом благодаря обильной финансовой помощи США и ЕС. Те инвестиции, которые есть (например, в сферу туризма), особой погоды пока не делают. 
То есть одними низкими налогами инвесторов в страну не затянешь. Нужно, чтобы инвесторам был какой-то смысл вкладывать деньги. Какой смысл вкладывать деньги в Гонконг?
Город, по местным меркам, всегда считался довольно небедным — построенный англичанами в 1842 году (и бывший британской колонией до 1997 года), он быстро превратился в крупный торговый порт.
Но расцвет, который мы видим сейчас, начался примерно в 60-е и 70-е годы. Тогда транснациональные корпорации, а вслед за ними и азиатские предприниматели, обнаружили, что шить рубашки, производить автомобили и бытовую технику, а также различную потребительскую мелочевку, в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА) весьма выгодно — рабочая сила дисциплинированная, не пьющая, быстро обучается и недорого стоит. На этом пошел подъем Тайваня, Южной Кореи и, в том числе, Гонконга (последний, например, в 70-е годы производил 80% всех выпускаемых в мире пластиковых цветов, развивал масштабное текстильное производство). При этом Гонконг, также как и Сингапур, решил по ходу застолбить за собой еще одну интересную нишу — удобного центра для размещения головных контор банков, инвестиционных компаний и прочих финансовых институтов, которые хотят работать на быстро растущем рынке ЮВА. 
Для этого была внедрена крайне простая система налогообложения, которая позволяла инвесторам не платить налоги с перепродажи акций, не облагала налогом недвижимость, а прибыль корпораций и доходы физлиц облагала по низкой ставке (15%). В городе нет НДС и практически нет таможенных сборов. Наконец, статус британской колонии, которая управляется по британским законам и британской же системе правосудия, обеспечивал городу политическую стабильность и доверие инвесторов. 
Довольно быстро в Гонконге открыли свои офисы крупнейшие банки мира, заработала в полную силу местная фондовая биржа, потекли деньги со всей Азии. Руководство же города, надо отдать ему должное, полученные средства не воровало, а вкладывало в развитие инфраструктуры (например, в строительство самой удобной в мире системы общественного транспорта). Чтобы инвесторам было в Гонконге максимально комфортно находиться не только экономически, но и физически. Изначально, правда, в городе, как и во всей Азии, были большие проблемы с коррупцией и росла социальная нестабильность, подогреваемая из материкового Китая (например, в 1967 году вспыхнуло кровавое восстание рабочих против британцев). Но к середине 70-х ситуация серьезно улучшилась: на промышленном буме поднялся уровень жизни, а коррупции нанесла решающий удар созданная в 1974 году Независимая комиссия по предотвращению коррупции. 
Однако это еще не был тот Гонконг, который мы видим сейчас. Это была только прелюдия к настоящему прорыву. 

                                       ДАЛИ ДЕНЕГ СТАРШЕМУ БРАТУ 

В конце 70-х годов китайский реформатор Дэн Сяопин пришел к выводу, что нужно двинуть Китай тем же путем, по которому уже пошли его соседи. То есть — создать зоны с льготным режимом налогообложения и с очень дешевой рабочей силой и привлекать туда инвесторов со всего мира. Но со всего мира — это сильно сказано. Весь мир, еще не забывший «культурную революцию» и чудачества Мао, не очень-то доверял новому курсу коммунистов. А вот в Гонконге, который уже успел накопить инвестиционный жирок, сразу оценили ситуацию. И первые деньги, что потекли в Китай и положили начало инвестиционному буму, были «этнически-китайского» происхождения. В первую очередь, из Гонконга. Не удивительно, что первая особая экономическая зона в Китае Шэньчжэнь была создана прямо на границе с Гонконгом.
Более того, когда дело пошло совсем хорошо, Гонконг стал предлагать мировым инвесторам, которые все еще опасались пекинских товарищей, но уж больно хотели работать с Китаем, стать посредником во вложении денег в Поднебесную. Очень многие согласились. Из Гонконга перенесли в материковый Китай все производства — зачем что-то производить, если можно очень хорошо жить на финансовом посредничестве (ныне доля промышленности в ВВП города не превышает 8%). Воспетые в гонконгских боевиках трущобы и притоны сносились в промышленных масштабах. На их месте строились сверкающие офисы. 
А частные инвесторы выстроили в Гонконге одну из самых развитых транспортных инфраструктур в мире — суперсовременный морской порт и крупнейший на планете грузовой терминал в аэропорту. Ключевую роль, опять же, сыграла близость Китая с его необъятным рынком и максимальная облегченность таможенных и прочих административных процедур. 
Таким образом, с начала 80-х годов Гонконг получил новый невероятно мощный стимул в своем развитии — он стал воротами, через которые в коммунистический Китай заходят инвестиции со всего мира. И еще более укрепился в этой позиции, после того как в 1997 году Британия его торжественно передала под юрисдикцию Китайской Народной Республики.
Тут необходимо одно очень важное пояснение. После 1997 года был соблюден принцип «одна страна — две системы». Гонконг остался государством в государстве, со своей валютой, администрацией и, главное, британской правовой системой. Последний момент — ключевой. Все споры, которые возникают с компаниями, которые зарегистрированы в Гонконге, решаются местным независимым судом. В то же время иностранные компании, которые ведут бизнес в Китае, в любой момент могут ощутить на себе все «прелести» китайских законов и правосудия. Безусловно, руководители КНР возможностью надавить на инвесторов не злоупотребляют (а наоборот — их холят и лелеют), но иногда все-таки спорные вопросы возникают, и в китайские суды в таком случае обращаться бесполезно — они все равно все решат в пользу правительства.
А потому среди инвесторов популярна формула: «выгодно вести бизнес с Китаем, но не в Китае». Идеальное воплощение этой формулы — Гонконг. Тут вам помогут вложить деньги в Китай, но при этом вы и ваш бизнес будете оставаться относительно неуязвимыми к переменчивости китайских товарищей. 
Именно поэтому здесь, как грибы после дождя, возникают новые офисы, приходят все новые инвесторы. Все хотят работать с Китаем, который уверенно вырывается на лидирующие позиции в мире. И все знают, что удобнее и безопаснее всего делать это через Гонконг. Китай, в целом, такое положение дел тоже вполне устраивает — Гонконг стал удобным насосом, который затягивает в Поднебесную инвестиции со всего мира и, в последнее время, помогает Поднебесной самой инвестировать за границу в самые интересные активы. 

                                             КИЕВ. ЕВРАЗИЙСКИЙ ГОНКОНГ? 

Итак, секрет процветания Гонконга достаточно понятен: это инвестиционные ворота в Китай. Этакий Город Свой Среди Чужих, Свой Среди Своих. «Китай лайт».
Казалось бы, какие уроки может извлечь из этого далекого китайского счастья Украина помимо традиционных рассказов о необходимости снижать налоги и развивать инфраструктуру? Уместны ли вообще какие-то аналогии? 
Вполне. Гонконг — город на стыке двух цивилизаций: западной и китайской. И зарабатывает на их стыковке большие деньги, являясь де-юре частью Китая, а де-факто — островком европейского правосудия и бизнес-подходов. 
Украина — страна на стыке двух цивилизаций: европейской и евроазиатской (российской). Но ничего мы пока на этом не зарабатываем, кроме головной боли. 
Хотя, теоретически, могли бы. Если не вся Украина, то хотя бы город-герой Киев. На заседании общественного Совета по вопросам подготовки Стратегии развития Киева до 2025 года некоторыми экспертами отмечалось, что у Киева в мире уже есть устоявшийся имидж. Его можно условно обозначить как «европейская Москва». Или «Москва лайт». Имидж сей может кому-то не нравиться, но он такой уже есть и, кстати, не самый плохой, а в какой-то степени и очень перспективный. 
То есть Киев — это Москва, но уютная. Москва, но более «френдли». Москва, но какая-то во всем более европейская и с намного более разумными ценами на все. Наконец, Москва, в которую западный человек может попасть без визы. Это можно использовать. И не только в плане туризма, но и в плане бизнеса. 
Вы хотите вести бизнес в Евразии? Зачем вам Москва! Можете открывать офис в Киеве. Сюда смогут без виз приехать как россияне, так и европейцы. Здесь более мягкий климат, более дружелюбные люди и все тоже говорят по-русски. А заодно присмотритесь, куда можно инвестировать в саму Украину — страна-то большая… 
Фантазировать на эту тему можно долго. И бесплодно. Потому как реализации всех этих задатков препятствуют как минимум два обстоятельства. 

НЕТ СДЕЛКИ. Первое: геополитика. Если бы Гонконг в конце 70-х годов в ответ на призыв Дэн Сяопина заявил, что не хочет и никогда не будет иметь никаких дел с проклятыми китайскими коммунистами, вряд ли мы сейчас видели бы столь процветающий Гонконг. В реальной жизни Гонконг не бежал от старшего брата, не кричал «прочь от Пекина!», а, наоборот, быстро интегрировался в растущую экономику Поднебесной. И сейчас именно на ней зарабатывает основные деньги. Украина же сейчас, с одной стороны, не включена в интеграционные процессы вокруг России, с другой — не воспринимается Западом как удобный посредник в экономических отношениях с Москвой. Гонконг стал Гонконгом, который мы сейчас знаем, благодаря большой геополитической сделке между Британией и Китаем. По Украине такой глобальной сделки и глобальной договоренности не существует. Пока. Хотя, судя по всему, нынешние власти ведут дело именно в этом направлении. Они пытаются довести дело до заключения какого-то особого геополитического договора между Россией и ЕС, при котором Украина имела бы особые отношения с обеими сторонами. Но пока получается с трудом. Нас просто никто всерьез не воспринимает.

НЕТ ГАРАНТИЙ. Второй фактор, который нам мешает, — внутренняя политика. В описанном выше гипотетическом варианте Киев-Гонконг не хватает одного пункта. Вы хотите вести бизнес в Евразии? Зачем вам Москва! Можете открывать офис в Киеве. Сюда смогут без виз приехать как россияне, так и европейцы. Здесь более мягкий климат, более дружелюбные люди и все тоже говорят по-русски, а главное: государство гарантирует безопасность вашего бизнеса. Никто не придет его у вас отбирать, никто не захватит через суд или прокуроров, как это происходит сплошь и рядом на просторах СНГ. Без этого последнего пункта все мечты об украинском Гонконге рушатся сразу. Гонконг — это Китай. Но очень безопасный для бизнеса Китай. Украина должна выполнить этот пункт, и тогда у нас есть большие шансы стать инвестиционными воротами в Евразию (неплохо было бы для привлечения инвесторов установить некоторые льготные условия и по налогам, и по административным процедурам — но это уже вопрос техники). А также — центром притяжения для российских инвестиций (так же, как Гонконг — для китайских). Но пока подвижек в этом направлении не видно. Скорее наоборот — бизнес чувствует себя очень неуверенно и скорее согласен сам сбежать в какой-нибудь Гонконг.

                                      РИГА. НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ГОНКОНГ 

Кстати, на просторах бывшего Союза есть одна страна, которая уже давно пытается сыграют ту роль, о которой мы сейчас говорим, — это Латвия. Причем в 90-е годы Рига как раз и была своеобразным Гонконгом для всего СНГ: через латвийские банки отмывались деньги бандитов и просто уклонистов от налогов всего экс-СССР, осуществлялась обналичка, было модно держать свои счета в прибалтийских банках (считалось безопасным).
Но эти наработки были загублены в начале нулевых годов. С одной стороны, налоговые службы стран СНГ повели борьбу с прибалтийскими банками, и конвертировать деньги внутри страны стало безопаснее. С другой стороны — вступление Латвии в Евросоюз привело к ужесточению требований к работе банков, и последние были вынуждены если не прикрыть полностью, то хотя бы ограничить наиболее востребованные клиентами из СНГ специфические сервисы. А что-то новое прибалты предложить не смогли. 
В 2008 году страну накрыл жестокий финансовый кризис, знаменитый «Парекс-банк» был национализирован. Проблемы начались и у других. Сейчас оправившиеся от кризиса прибалтийские банки пытаются вновь завлекать «финансовых туристов» из СНГ, играя на имидже «понятной Европы» (безопасно, как в Европе, но говорят на русском). Какой-то эффект это дает, но небольшой. Во-первых, сказываются отвратительные политические отношения между Латвией и Россией (потому многие русские бизнесмены, которые намерены продолжать вести дело в своей стране, опасаются иметь бизнес в Латвии). Во-вторых, Латвия выключена из процессов в СНГ, экономические связи намного слабее, чем даже 10 лет назад. В-третьих, зажатой в жестких рамках антикризисной бюджетной политики Латвии трудно экспериментировать с налоговыми льготами, чтобы завлечь в страну масштабные инвестиции. 
Но сам по себе этот пример показывает, что идея «евразийского Гонконга» витает в воздухе. Украина в этом плане намного перспективнее Латвии. Вот только бы убедить в этом ЕС и Россию и побороть коррупционный беспредел внутри страны.
У экономического бума есть свои издержки. Например, в Гонконге — самая дорогая жилая недвижимость в мире. В центральных районах стоимость квадратного метра составляет $41 000! Есть спрос даже на аренду апартаментов в $50 000 в месяц. И это не удивительно — 70% сделок совершают «материковые» китайцы (среди тамошних миллионеров иметь жилье в Гонконге — все равно, что для олигархов из СНГ недвижимость в Лондоне: вопрос престижа и, отчасти, безопасности бизнеса — в Гонконге как-то увереннее себя чувствуешь, чем в материковом Китае). 
В спальных районах подешевле, но не очень. Так, квартира в местной многоэтажке площадью 50 кв м стоит миллион долларов. Причем в этой квартире, как правило, живут папа, мама, двое детей и филиппинская домработница, которую по выходным семейство вежливо просит пойти погулять на улицу. 
Если постараться, то можно где-то в отдаленном районе найти квартиру в 50 «квадратов» и за полмиллиона. Но это самая нижняя ценовая планка. 
Квартиры покупаются в кредит — на 20—30 лет под 5% годовых. Ежемесячный платеж составляет в среднем $2,5—5 тыс. Зарплаты очень разнятся. У ведущих менеджеров инвестиционных банков они могут исчисляться сотнями тысяч в год. Работники сферы услуг (официанты, продавцы) зарабатывают в среднем $1000—1100 в месяц. Клерки в банках, управленцы нижнего звена, менеджеры сферы услуг — около 1500. Средний доход домохозяйства (то есть всей семьи) в месяц — $3500. Но это «средняя температура по больнице». 28% семей получают менее $1300 в месяц. 38% — от $1300 до 3200. 17% — от $3200 до 5000 и столько же — более $5000 в месяц. 
Другими словами, для большей части населения Гонконга кредит на жилье труднодоступен. Но не местные жители, повторимся, определяют спрос на недвижимость в городе. И не только на недвижимость. В Гонконге можно увидеть интересную картину — очередь на улице в магазины «Луи Виттон» и «Шанель». Слишком много желающих. Впрочем, цены на продукты питания в городе где-то на уровне киевских (по некоторым позициям выше, по некоторым — немного дешевле). На уровне наших и цены в общепитах нижней и средней ценовой категории (стоимость до 100 грн. на человека). А вот дорогие рестораны в Гонконге дороже наших «крутых» — за пиццу далеко не в самом топовом заведении там могут запросто попросить 350 грн, а за суп — 250.


Просмотров: 1054 | Добавил: oleg | Теги: Гонконг, Украина, коррупционных, Киев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Акционный товар
Облако тегов
Статьи о монтаже
Архив записей
Друзья сайта
  • Оптика в Украине. Очки в Харькове
  • Фрезеровка на станках ЧПУ. Станки с ЧПУ
  • Строительство и ремонт в городе Харькове
  • Статистика
    Яндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru Харьков Онлайн
    Поиск